Колокольня Никольской (Николаевской) церкви.

Любой приезжающий в город, в первую очередь обращает внимание на колокольню Николаевской церкви, сама церковь, к сожалению, не сохранилась. 75-метровая колокольня главное украшение города и его ориентир. И по сей день, вот уже более 150 лет, это самое высокое здание в Тульской области. Построена на средства бывшего крестьянина коломенской слободы Матвея Ярцева, ставшего московским купцом — миллионером, других его земляков и пожертвований всех горожан. В работе над проектом принимал участие тульский архитектор Сокольников, владевший селом Холтобино в Веневском уезде. Храм решено было воздвигнуть на месте деревянной церкви относящейся к упраздненному Венев- монастырю упоминается еще в 1636 году. Кроме ветхой церкви было разобрано еще несколько зданий, в том числе харчевня.
Возведение храма растянулось на сорок два года. Резолюция на постройку церкви, была выписана консисторским  указом, от 25 января 1801 года. Строительство здания в 1812 году было прекращено, так как деньги, предназначенные на постройку храма, были потрачены на вооружение веневского ополчения, участвовавшего в войне с французами. Сначала в церкви были отстроены пределы, которые освятили в январе 1817 года. Сама церковь была освящена уже в августе 1843 года. В 1834 году в городе бушевал страшный пожар. Сильно пострадала колокольня Николаевской церкви, на которой выгорели все деревянные части: лестница и шпиль. Горящие обломки с колокольни разносились ветром на Стрелецкую слободу, от которых она и сгорела. Около 25 лет колокольня стояла без шпиля и креста. Только в 1860 году церковный староста М. П. Гладушев с другими благотворителями отремонтировал колокольню, достроив четвертый этаж. Высокий шпиль был обит жестью.
На колокольне имелось 6 колоколов общим весом 530 пудов. Здание церкви украшали колонны, фризы, лепнина, суффиды, карнизы отменной работы. Вокруг церкви была возведена величественная ограда из белого камня. Современники заметили, что камня, потраченного на строительство ограды, хватило бы на постройку небольшой сельской церкви. Возведение такого прекрасного храма требовало множества строительного материала, которым изобиловали каменоломни близ д. Бяково и многочисленные открытые карьеры.
Стены церкви были отшлифованы под мрамор, купол был оштукатурен и  выкрашен в голубой цвет, он удачно сочеталась с позолоченными элементами интерьера и большими световыми проемами, что оставляло неизгладимые впечатления у прихожан. К куполу на цепи крепилась огромная узорная люстра.  Храму принадлежали две каменные часовни:1 — на Хлебной площади во имя св. Александра Невского, в честь «избавления» Александра II от «злодейского покушения», построенная в 1866г., в настоящее время она не сохранилась; 2 — безымянная часовня примыкающая к ограде близ самой церкви, в которой располагался склад для продажи восковых свечей (с противоположной стороны церкви имелась такая же постройка, в ней находилась сторожка).
Никольская церковь была закрыта по постановлению Мособлисполкома № 57 от 1 марта 1930 г. Здание церкви сильно пострадало во время обстрела города в 1941 г. Сохранились многочисленные следы пуль на стенах колокольни, даже крест буквально изрешечен ими. После войны храм находился в ветхом состоянии, и городские власти решили его снести. Колокольня чудом уцелела, по этому поводу есть несколько версий
Первая, саперы боялись при взрыве повредить соседние постройки. Вторая причина, авиации было удобно использовать её для ориентира. В-третьих, колокольня с 1925 года использовалась как водонапорная башня, и поэтому разрушать её было экономически не целесообразно.
И четвертая, самая реальная. У людей разрушавших Николаевскую церковь просто не получилось сломать колокольню. Церковь начали разбирать в 1947 году и закончили в начале 1950-х. Основная цель была — получить стройматериалы, т.к. после войны осталось много разрушенных жилых домов. Все работы производили всего два человека, технология была хорошо отлажена, тяжелая техника не использовалась. Начинали разбирать такие строения сверху, обрушивая ярус за ярусом. А взобраться наверх колокольни не представлялось возможным, деревянные лестницы либо сгорели, либо прогнили. Таким образом, благодаря своим размерам колокольня и уцелела.
Большой популярностью у туристов пользуется винтовая лестница ведущая на крышу первого яруса колокольни. Все остальные ходы и лестницы колокольни сейчас замурованы.

This post has no comments. Be the first to leave one!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика