Венёвский Свято-Никольский женский монастырь

Уникален Венев-Никольский монастырь, старейший из монастырей на Тульской земле. Весьма возможно, что первоначально он возник по образцу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. И хотя первое письменное упоминание о нем относится к началу XV в., монастырь существовал и до этого времени.

По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежит монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.

В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо- Успенского храма, построенного в 1696-1701 г.г. Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм.

Но все остальное — стены, 6 башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки — на его расширение в начале XIX века.

Были отобраны и обширнейшие угодья монастыря, селения Анишино, Волынцево, Бортники — ныне Богоявленка, Бурдуково, Хавки, Медведки, Сливки и другие села и деревни, а также тысячи крепостных крестьян. В конце XVIII в. храм был передан приходу с. Богоявленского. В XX в. с 30-х до 50-х г.г. он был закрыт, а в начале 50-х г.г. вновь открыт.

Недалеко от монастыря находятся скальники. По рассказам местных жителей, от монастыря к пещерам в скальниках шел подземный ход. В пещерах находились монашеские кельи. В советское время, во избежание несчастных случаев, пещеры были взорваны — остался один вход, которым пользуются только опытные спелеологи.
Обнажения представлены высокими (до 12 м.) и протяженными (до 300 м.) почти вертикальными стенками заброшенного каменного карьера. Находятся они на самом живописном участке верхнего течения р.Осетра, пересекающего здесь полосу лесов «Тульские засеки». Обнажения выделяются на фоне крутых покрытых лесом склонов речной долины и придают ландшафту вид скалисто-гористого. В обнажениях виден и доступен для изучения разрез тарусского и веневского горизонтов нижнего карбона, сложенный органогенными известняками с остатками фауны и флоры.

Обнажения расположены в 2 км к северо-востоку от д. Венев-Монастырь, в 1 км к юго-западу от пос. лесничества Осетровского. Подъезд по шоссе Тула-Венев до остановки Дедиловские выселки, далее 1 км по шоссе на лесничество Осетровское до д. Венев Монастырь. Затем 2 км по грунтовой дороге вдоль посадки по направлению к реке Осетр.

В селе Венев-монастырь в 1860-е годы жил у своих родных писатель Николай Успенский (1837-1889).

This post has no comments. Be the first to leave one!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика